РОССИЙСКИЙ
АНТИВОЕННЫЙ ЖУРНАЛ
здесь только литература
Евгений ПАЛЬЦЕВ
СЦИЛЛА И ХАРИБДА
Харибда Катерина Николавна
Походкою полуночного фавна
По коридору шествовала плавно,
Морщинистым причмокивая ртом.
На кухне с нею «Беломор» курила
Покрашенная хной Татьяна Сцилла;
Им хорошо в квартире нашей было,
А нас никто не спрашивал о том.
Я жил тогда меж Сциллой и Харибдой,
Не то чтоб между правдою и кривдой,
Здесь минимальный суточный тариф дай —
Им будет неподъёмная цена.
Две желчных феи, две советских тётки,
Две доминанты, две лужёных глотки,
И я, очкарик бледный посерёдке,
На улице Некрасова Н.А.
О, дай же вспомнить, как всё это было!
Как радиолу заводила Сцилла,
И расползался всюду, как бацилла,
Козлиный с хрипотцою тенорок,
Харибда, словно адская машина,
С утра на кухне рыбу потрошила,
И платье старомодного пошива
Качалось, как бетховенский сурок.
Они пропахли временем по горло,
Из них эпоха била, рвалась, пёрла,
Такие достигали мыса Горна
И штурмом брали кабинет врача,
Я их боялся, я робел пред ними,
Рождёнными в неистовом горниле,
Что клацали коронками стальными,
Себе под нос проклятья бормоча.
Вставала Сцилла в шесть и плюс минута.
Я слышал, как ревел будильник люто,
Она его лупила, как Малюта,
И шелестели старые тома;
И верил я, вцепившись в одеяло:
Там, за стеной, средь книжного развала,
Там, в скрежете зубовного металла —
Рождается история сама.
Я помню день: во чреве коридора
Харибда в середине разговора
Осела, будто сорванная штора,
Легла на спину, побеждённый зверь,
Я помню день: кричала в трубку Сцилла,
И «скорая» у дома голосила,
И комната — пуста как Хиросима —
Виднелась сквозь распахнутую дверь.
И долго я стоял у этой двери
С неясным ощущением потери,
Как будто ты кого-то вёл в метели
И потерял. И нет на поиск сил.
Сосед шепнул: «Тебе ли знать, салаге?!
Они вдвоём двенадцать лет в Гулаге.
Смоляночки. Лишенки. Бедолаги...
Я ничего тебе не говорил!»
Надежда сникла, но осталась вера,
Скрипела коммунальная галера,
И жизнь, как прошлогодняя премьера,
Пыталась веник выдать за букет,
Катилась осень к чёрту в ягодицы,
Сновали бесподобные девицы,
Различия стирались и границы...
Улисс вернулся. А Итака — нет.
БЫЛ ГОРОД БЕЛЫЙ
Был город белый, белее пены
И жили в городе одноверы
На самом краешке ойкумены
В каком-то веке до нашей эры.
Одним на всех умывались морем,
В густое небо врастая кожей,
Себя единым кромсали горем
И умирали от одного же.
Подруг любили среди прибоя
И поднимали судьбу на плечи,
А мертвецов хоронили стоя,
Чтоб к небу было тянуться легче.
Одно и то же давали имя
Зачатой дочке и синим вёснам,
А с ними вровень, а вровень с ними
Мерцали звёзды на мокрых вёслах.
Хворать ложились не к тёплым жёнам —
Куда-то в поле, в траву кобылью,
Чтоб сразу сделаться смолью жжёной,
Сухою веткой, морскою пылью.
А хлеб они заедали словом
И говорили всегда «спасибо»
Великой рыбе, когда с уловом
К ним приходила большая рыба.
А в дни, когда горизонт был сломан
Багровой тучей, пришедшей с тыла,
Под шелест звёздный, под птичий гомон
Большая рыба им говорила
О том, что вечность не знает меры,
Что жизнь прекрасна повадкой пёсьей,
Что так бывало до нашей эры.
До нашей эры. И сразу после.
* * *
Черти тоже попадают в рай,
С чёрного крылечка, без оваций,
Предоставить нужно через край
Направлений и рекомендаций,
Список непогашенных грехов,
Длинный тест на знание псалтыри
И тетрадь божественных стихов
На листах формата А4.
Черти тоже попадают в рай,
Скромно, без надрыва и психоза,
Каждый век туда идёт трамвай,
Что зарезал Мишу Берлиоза.
В бесконечном перечне смертей
Им достались тихие, без крови,
Их совсем не тысяча чертей —
Их насилу двое или трое.
«А зачем?» — спросили одного.
Он ответил: «Здесь у вас не жарко!»
Это, кстати, правда. Оттого
Даже и в раю есть кочегарка.
И, копыта пряча в башмаки,
(Как распорядился Всемогущий),
Чёртовы живут истопники,
Райские отапливая кущи.
А когда в Эдеме — снегопад
И не слышно надоевшей арфы,
Черти петь Высоцкого хотят
И хвосты наматывать, как шарфы.
Резать, огневой вдыхая чай,
Колбасу кровавую на блюде...
Черти тоже попадают в рай,
Потому что черти — тоже люди.
ДОПУСТИМ
Человек стоит в темноте на пустынном пляже,
Небо капает чем-то, замотано в чёрный бинт,
И единственный свет в том кромешном сыром пейзаже —
Огонек сигареты. Допустим, что «Честерфилд».
Человек получил послание из ниоткуда:
Из оставленной жизни, которую гнал и клял,
Человек задыхается. Полный нервного зуда
Тянет ворот рубашки. Допустим, что «Келвин Кляйн».
Он сперва был другим; он пытался играть в надменность,
Игнорировал почту, по злачным ходил местам,
Но когда одиночество оформилось в безразмерность,
Он сбежать попытался. Допустим, что в Амстердам.
А когда он вернулся, то ящик был полон писем.
Жадно рвал он конверты и, сидя в сизом дыму,
Он глотал как горошины чёрный знакомый бисер
Кириллических строчек, понятных только ему.
В сентябре он ответил ей. Сквозь дождевое сито
В мир стекала печаль. В мокрых ветках таился дрозд;
Из приёмника хлопала кастаньетами «Кумпарсита»,
Книга падала с полки. Допустим, что Роберт Фрост.
От избытка обиды (а он-то думал — сарказма)
Он в неё дважды плюнул в ответе на пол-листка,
Но потом осознал, что стоит на краю оргазма,
Выводя вместо подписи... допустим, «пока-пока!»
В её новом письме было только четыре слога,
«Я приеду», — писала она, и — овал лица.
Так ломает соломинка спину земного бога,
Так прозрачны становятся замыслы хитреца.
Он поднял воротник, он купил в автомате пива;
Начинало штормить, и на город кидалась вода,
И, пока его туфли стоят на краю прилива,
Он тихонько уходит. Допустим, что навсегда.
ЧЕЛОВЕКОТАБУРЕТ
Человек стоит в прихожей,
Человек обтянут кожей,
Он — не личность, а предмет:
Человекотабурет.
Не послание потомкам,
Не лампада, не скрижаль —
Человек стоит в потёмках
И ему совсем не жаль.
Гибкий мозг его обучен
Любопытству и добру,
Но живёт он в мире сучьем,
Где добро — не по нутру.
Человеку в мире этом
Быть спокойней табуретом,
Стойкой, полкой для галош...
Врёшь, эпоха, не найдёшь!
Человек хотел быть птицей,
Философскою страницей,
Открывателем земель,
Воспитателем Емель.
Он хотел — теперь не хочет,
Взмыл орёл — спустился кочет,
Дворник или вице-мэр —
Одинаков лицемер.
Вот приходит он с работы,
Зеркало с вопросом: «Кто ты?
Кто ты?! Возраст, имя, стаж?
Ты — портрет или пейзаж?»
Мистер Икс, товарищ Игрек,
Тайный член Политбюро
Мелочь из кармана выгреб,
Медяки и серебро.
Снял отцову портупею,
Сдёрнул шапку-«пирожок»,
Обнажил худую шею,
Где верёвочный ожог.
Как в барокко — «сталинки»,
Впились в ноги валенки.
Снял он их практически
Только хирургически.
Не скорбя о тех утратах,
Он трудился за двоих:
Снял пальто семидесятых,
Снял пиджак сороковых.
Не отстираны от пятен,
Брюки и рубаха — вниз!
Как бессмыслен-беспощаден
Ты, российский наш стриптиз!
Человек стоит в прихожей,
Человек обтянут кожей.
Он не хочет быть примером —
Хочет слиться с интерьером.
Он обыденный предмет —
Человекотабурет.
ЛАНЦЕЛОТ
А по чистому полю
Снег-позёмка метёт,
«Я пришёл дать вам волю! —
Сказал Ланцелот. —
Расскажите знакомым,
Выходите со мной,
Чтоб сразиться с драконом
За стеной крепостной!»
«Будет свалка и бойня, —
Горожане в ответ, —
Мы, конечно, с тобой, но
Чтобы выйти — так нет.
Нам бы что поспокойней,
Нам бы хлеба в горсти,
Мы уже по-драконьи
Научились почти».
В ближней, дальней заставе
Люди страхом крепки,
Прячут лица за ставни,
Запирают замки.
Человечье болото
В лифтах, лофтах, авто...
«Он пришёл дать нам что-то!
Вы расслышали — что?!»
А над ним, в бездне синей —
Свет незримо растёт.
«Я пришёл дать вам силу!» —
Кричит Ланцелот.
Прибывают солдаты —
Автоматы, ремни...
А на нём — только латы,
Только латы одни...
* * *
Прилетай, чёрный лебедь, и будь как дома,
Для чего тебе Ницца и Оклахома,
Коль на свете Чистые есть пруды?!
И, хотя нам привычней двойник твой белый,
Прилетай же, красавец, и дело сделай —
И тебе мы поклонимся за труды.
Прилетай, чёрный лебедь с кровавым носом,
Мы тебя довоенным покормим просом
Из горячих наших бессильных рук,
Ты взаправду наплюй на цветные Ниццы!
Впрочем, если плевать не умеют птицы —
Ты меня понимаешь, кромешный друг.
Чтоб остаться до времени невидимкой,
Стань ты тёмной материей, звёздной дымкой,
А потом лети остриём клинка,
Так вершится внезапный полёт кота на
Крысу в тёмном углу; так летит катана,
Рассекая конструкцию позвонка.
Мы и сами бывали летать горазды,
Но теперь меж лопаток висят балласты,
Прилипает рубаха к спине как страх;
Так что ты извини, чернокрылый боже,
Просто ты прилетай, а сочтемся позже —
На вершинах, палубах и кострах.
Вместо послесловия добавим от себя, что Евгений Пальцев пишет прекрасные песни и замечательно их исполняет.
Мы предлагаем послушать несколько:
https://www.youtube.com/watch?v=bKQzH7VkSjk — «Миллионная»
https://www.youtube.com/watch?v=Z-CeLPf9K8c — «Девятая жизнь»
https://www.youtube.com/watch?v=PBuQ5ygFUYQ — «Катманду»
А кому нужно больше, не поленитесь сходить в You Tube, там есть.